понедельник, 12 июля 2010 г.

Игорь Оловников: «У меня никто не спрашивал никогда, кем я хотел бы быть. Меня учили играть на фортепиано, я играл».


Живя в историческом городе с большой историей, жители города имеют возможность погружаться в эпоху, в которой время замирает… Вечером, 7 июля, для этого надо было всего лишь переступить порог Фарного Костёла, в котором проходил концерт органной музыки. Исполнитель, Игорь Оловников, назвал концерт «Шесть веков хорала». И, правда, в своём репертуаре он охватил шесть веков. Исполнил произведения композиторов, живших до И.С.Баха и после него, включая наших современников, и свои собственные органные произведения. Можно сказать, что мы присутствовали при знаменательном событии – исполнении автором собственных произведений. Ведь через определенное время мы сможем сказать, что слышали эти произведения вживую. 

 

Справка: Игорь Оловников - народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, профессор Белорусской государственной академии музыки.

 

В Фарном костеле орган находится над зрителями, на втором этаже. Я поднялась по старинной винтовой лестнице, где подождала исполнителя. Мне представилась возможность посмотреть орган. Хочу заметить такую маленькую деталь: на инструменте, слева, лежала горстка леденцов. Наверное, чтобы атмосфера была теплее, и музыкант чувствовал себя как дома. Вскоре пришел Игорь Оловников, и мне удалось задать ему несколько вопросов.

Я знаю, вы играли на гродненском органе не раз. Как вы считаете, состояние органа позволяет делать частые концерты?

Позволяет. Это очень хороший, интересный орган с «настоящими» тембрами старинного мастера. Играть на нем очень приятно. Однако, ему нужен постоянный уход, а для этого нужны средства.

С самого детства вы связаны с музыкой. Что же она значит для вас?

Музыка -это моя профессия. Так же, как и для моих родителей. Отец мой –композитор, мать – певица. И у меня никто не спрашивал никогда, кем я хотел бы быть. Меня учили играть на фортепиано, я играл. А позже, занимаясь в московской консерватории, я освоил и орган, окончил по двум классам (класс фортепиано профессора Я.Флиэра и класс органа профессора Л.Ройзмана авт.). И я делаю обработки, транскрипции, сюда же можно отнести хоральные прелюдии, которые я недавно написал. Все это моя жизнь, моя профессия.

Интерпретация произведений, к примеру, Баха, с течением времени очень меняется. Темпы ускоряются. Почему?

Я думаю, Бах – это композитор вечности. Бах – вне нации, вне времени и вне пространства. Это космос. Поэтому каждая следующая эпоха трактует Баха по-своему. А со временем вообще уточняется представление о Бахе, его эпохе, его игре. Поэтому, мы может даже приближаемся к его Великому искусству.

А есть ли у вас любимый орган?

Один из моих любимых – в Полоцке, в Софийском соборе. Также люблю орган в Бонне, в Большом Кафедральном соборе. Гродненским я очень дорожу, мне нравится его регистровка, его голоса. И поэтому у меня нет ни одного любимого органа, мне нравятся несколько инструментов.

 

Время беседы истекло, наступило время начинать концерт. Игорь Оловников сел за инструмент, а я спустилась вниз, слушать. Свободных мест не было, и многие слушали стоя.

Этим вечером мы соприкоснулись с вечностью. Но жители города знают, что в первое воскресенье каждого месяца, в 12 часов дня, они так же могут придти в костел и послушать органную музыку в исполнении Термёна Брунона Зеноновича, который аккомпанирует хору.

Благодарность Яну Кучинькому – настоятелю костела. Если бы он не дал согласие на концерты, их бы не было. 

Маша Дробова.



 Ссылка на опубликованную статью в "Вечерке": http://www.vgr.by/index.php?option=com_content&view=article&id=4967:2010-07-14-07-49-25&catid=33&Itemid=100105

1 комментарий:

  1. Директор tut.by Юрий Зиссер обожает органную музыку :-)

    http://zisser.blog.tut.by/2010/03/27/iskusstvo-fugi-baxa/
    http://zisser.blog.tut.by/2008/01/21/sintezator-internet-i-kompyuter-velikie-veschi/

    ОтветитьУдалить